Легенда про Пуруша(а/у)
«Пуруша»: раскройте легенду с профессиональным толкованием. Что значит миф про «Пуруша», будь то героический эпос, космогоническая легенда или народное предание, представляет собой уникальное культурное наследие,
раскрывающее мировоззрение и традиции создавшего его народа. Это толкование не просто занимательная история, а глубокий символ, отражающий вечные истины о добре и зле, любви и предательстве, жизни и смерти. В наших материалах вы найдете не только оригинальные тексты сказаний, но и их детальный анализ,
исторический контекст и современную интерпретацию.
Мы поможем расшифровать героев, связанные с этим рассказом: от бытовых ассоциаций до архетипических символов. Узнайте, как интерпретировать персонажа и действия из этого сказания про Пуруша.
Миф/легенда про Пуруша(а/у)
Пуруша
Пу́руша (древнеинд. Púrusa, букв. «человек»), в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (например, санкхья) П. вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрит, в результате чего возникает мир множественности (вещей). П. посвящён гимн в «Ригведе» (X 90). Для П. характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его все существа, три четверти бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от П. родилась Вирадж, а от неё П.) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации: рот→брахманы жрецы, руки→раджаньи или кшатрии воины, бёдра→вайшьи земледельцы, ноги→шудры низшее сословие (отражение сословной структуры варн); дух→луна, глаз→солнце, уста→Индра и Агни, дыхание→ветер, пуп→воздушное пространство, голова→небо, ноги→земля, ухо→стороны света и т. д. Тем самым П. стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» «быть многим». Расчленение П. создаёт новый тип космической организации вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы П. в «Атхарваведе» (X 2), «Шатапатха-брахмане» (VI 1, 1, 8), упанишадах (ср. особенно «Айтарейя-упанишаду») в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению П. (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса.Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений: П. это Праджапати, Праджапати это год, этот П. тот же самый как в эфире, так и в небе (Джайм.-бр. II 56); П. время (Гоп.-бр. V 23); П. на солнце, на луне
, он жизнь, он Праджапати (Джайм.-бр. II 62). Далее П. идентифицируется с Брахманом (ср. Шат.-бр. X 6, 3, 2). В упанишадах П. жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда П. отождествляется с Атманом). Таким образом, П. постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции П. передаются другим персонажам (ср. видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний П. и Вишну-Нараяна или П. как имя Брахмы).Литература:
Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сборнике: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971;
Weber A., Über Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его книге: Indische Streifen, Bd 1, B., 1868, S. 5489;
Brown W. N., The sources and nature of pūrusa in the Purusasūkta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, v. 51, № 2;
Kirfel W., Der Aśvamedha und der Pupusamedha, «Alt- und Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7;
Mus P., Du nouveau sur Rgveda 10.90?, в сборнике: Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962, p. 165185;
его же, Où finit Purusa?, в сборнике: Mélanges dindianisme à la mémoire de I. Renou, P., 1968, p. 539563.
Толкование сказания про Пуруша — это не просто рассказ, а работа с культурой народностей. Изучая мифологические сюжеты, мы находим удивительные параллели между разными культурами и открываем универсальные истины, волновавшие человечество во все времена.
Миф о «Пуруша» - эта древняя история продолжают вдохновлять писателей и художников, становятся основой для психологических теорий и помогают нам лучше понять самих себя. Дополните сюжет легенды, описав свое видение в комментариях.
Поделиться информацией о сне
Похожие легенды: