Легенда про Бамбара мифология(а/у)
«Бамбара мифология»: раскройте легенду с профессиональным толкованием. Что значит миф про «Бамбара мифология», будь то героический эпос, космогоническая легенда или народное предание, представляет собой уникальное культурное наследие,
раскрывающее мировоззрение и традиции создавшего его народа. Это толкование не просто занимательная история, а глубокий символ, отражающий вечные истины о добре и зле, любви и предательстве, жизни и смерти. В наших материалах вы найдете не только оригинальные тексты сказаний, но и их детальный анализ,
исторический контекст и современную интерпретацию.
Мы поможем расшифровать героев, связанные с этим рассказом: от бытовых ассоциаций до архетипических символов. Узнайте, как интерпретировать персонажа и действия из этого сказания про Бамбара мифология.
Миф/легенда про Бамбара мифология(а/у)
Бамбара мифология
бамбара́ мифоло́гия, комплекс мифологических представлений бамбара (самоназвание банмана или бамана), одного из крупнейших народов языковой группы манде, населяющего юго-западный район Мали.Б. м. типологически близка догонов мифологии; мифологические системы обоих народов можно назвать «вторичной» мифологией, в создании которой значительная роль принадлежала жрецам. Это сходство обусловлено, по-видимому, генетическим родством бамбара и догонов (в их генеалогических мифах фигурирует одна и та же прародина Страна манде), их неоднократным объединением в едином государстве (в средневековых государствах Мали, Сонгаи), наличием развитого института жречества и тайных обществ. Существуют мифы, предназначенные лишь для посвящённых, привилегией которых является полное знание. Так, шесть тайных обществ у бамбара (Ндомо, Комо, Нама, Коно, Тьивара, Коре) соответствуют шести стадиям посвящения (согласно мифологической символике, они приравниваются шести основным суставам человека; так Ндомо, первое из этих обществ, объединяющее мальчиков, не прошедших обрезание, соответствует голеностопному суставу; подобно этому суставу, позволяющему человеку двигаться, Ндомо расчищает человеку путь к знанию; общество Комо соответствует колену и т. д.). Высшая степень знания доступна лишь членам общества Коре.Общность мифологических взглядов бамбара и догонов сказывается в аналогичности символики: чисел (например, семь символ человека; три воплощает мужское начало, четыре женское), цвета (красный символ крови, жизни, любви, белый цвет предков, чистоты и т. п.), животных и растений и т. п.; в сходстве представлений: о первоначальной роли в сотворении мира вибрации, спиралеобразного движения; о принципе парности, лежащем в основе образования вселенной; о порождении растений и животных от союза небесного божества (Пемба у бамбара, Амма у догонов) с землёй; о роли в сотворении мира божеств, воплощающих дух воды (Фаро у бамбара, Номмо у догонов); о созидающем значении творческого слова; о классификации элементов вселенной; о множественности миров (семь небес и семь земель у бамбара, семь верхних и семь нижних миров у догонов) и др.Космогонические мифы бамбара это высшее знание (именуемое «гла гла зо»), заключающее в себе философию бытия и вселенной, являющееся достоянием лишь посвящённых. Они описывают вневременную первоначальную стадию, которая предшествовала этапам сотворения. Мир произошёл из пустоты, наделённой движением, «гла». «Гла» породила звучащий двойник, в результате появилась пара «гла гла» (удвоением «гла гла» в мифах подчёркивается первичный характер парности основного принципа существования). «Гла гла» породила субстанцию «зо сумале» («холодная ржавчина»), образовавшую твёрдые и блестящие вещества. После ряда движений и трансформаций между обеими «гла» произошёл взрыв; он создал твёрдое и мощное вещество, которое, вибрируя, стало спускаться. Благодаря этой вибрации возникли знаки, они должны были расположиться на ещё не созданных предметах, чтобы их обозначить. От «гла» отделилось человеческое сознание и перешло на предметы для пробуждения у них самосознания и наименования их. В ходе сотворения появились дух Йо, 22 основных элемента и 22 витка спирали. Эти витки спирали «размешали» Йо, в результате чего возникли звук, свет, все существа, все действия, все чувства. От Йо произошли первые могущественные силы Пемба и Фаро, участвовавшие в сотворении. Согласно одному варианту мифа, демиургом был Пемба; он создал и Фаро, который продолжил дело созидания мира, реорганизовал вселенную и классифицировал все ее элементы, создал людей. Фаро, «хозяин слова», обучил людей слову. По другой версии мифа, старшим является Фаро.Литература:
Dieterlen G., Essai sur la religion Bambara, P., 1951;
Griaule M., Conversations with Ogotemmeli, L., 1965;
Henry J., Lâme dun peuple africain, les Bambara, leur vie psychique, éthique, sociale, religieuse, Munster, 1910;
его же, Le culte des esprits chez les Bambara, «Anthropos», 1908, t. 3, № 4;
Monteil Ch., Les Bambara du Ségou et du Kaarta, P., 1924;
Paques V., Les Bambara, P., 1954;
Tauxier L., La religion Bambara, P., 1927;
его же, Histoire des Bambara, P., 1942;
Thomas L. V. et Luneau R., Les religions dAfrique noire, Taxtes et traditions sacrés, P., 1969;
Zahan D., Sociétés dinitiation Bambara. Le Ndomo. Le Koré, P., 1960.Е. С. Котляр.
Толкование сказания про Бамбара мифология — это не просто рассказ, а работа с культурой народностей. Изучая мифологические сюжеты, мы находим удивительные параллели между разными культурами и открываем универсальные истины, волновавшие человечество во все времена.
Миф о «Бамбара мифология» - эта древняя история продолжают вдохновлять писателей и художников, становятся основой для психологических теорий и помогают нам лучше понять самих себя. Дополните сюжет легенды, описав свое видение в комментариях.
Поделиться информацией о сне
Похожие легенды: